Ведущая деятельность детей с умственной отсталостью

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

Виды умственной отсталости

Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками. Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей. Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.

Виды умственной отсталости

Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:

  1. Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
  2. От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
  3. От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
  4. От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.
Виды умственной отсталости

Дополнительно также определяется поведение ребенка и сопутствующие варианты психических расстройств. Именно от этого часто зависят возможности адекватной социальной адаптации или, наоборот, показания к специализированному лечению и уходу.

Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.

Виды умственной отсталости

Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка. Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д). Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.

Ведущая деятельность детей с умственной отсталостью

Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность, и удовлетворяет свои потребности. При всём многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы:

  • Мотивы — всё то, что побуждает человека к поступкам, различным видам деятельности, что направляет их, то, ради чего деятельность осуществляется.
  • Цели — прогнозируемые результаты, на достижение которых направлена деятельность.
  • Средства, которые включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа с помощью различных психических процессов и являющиеся фактически показателем уровня развития последних.
  • Читайте также:  Коленный рефлекс в норме и при патологии

    Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает у дошкольников произвольная деятельность. Это обусловлено тем, что ее осуществление требует определенного уровня развития мышления и речи, устойчивости внимания, а также умения целенаправленно приложить волевые усилия. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено, т.к. часто наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы этих детей.

    Уже на первом году жизни умственно отсталых детей наблюдаются нарушения ведущей деятельности данного периода — непосредственного эмоционального общения со взрослым. Интерес к взрослому неустойчив или отсутствует, коммуникативные средства общения этого возраста (улыбка, голосовые реакции, двигательные реакции) также обеднены или практически отсутствуют.

    Простейшая предмето-практическая деятельность, включающая в себя элементы самообслуживания, детьми с недоразвитием интеллекта выполняется с трудом. Требуется зачастую длительное, целенаправленное обучение. Дошкольники неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий. В раннем возрасте предметная деятельность у умственно отсталых детей не формируется, т.к. в младенчестве не сформированы предпосылки для ее развития. В основном наблюдаются манипуляции с предметами, носящие неадекватный характер. Количество неадекватных по своему характеру манипуляций с предметами сокращается лишь на шестом году жизни детей с недоразвитием интеллекта. У детей старше пяти лет возникает интерес к процессуальным действиям, но они часто стереотипны, формальны, т.е. умственно отсталые дети повторяют действия взрослых, не осознавая из смысла.

    Для нормально развивающихся детей в дошкольном возрасте ведущим видом деятельность является игра. У умственно отсталых детей игра без специального обучения не возникает. Иногда наблюдаются отдельные игровые действия, но у детей с недоразвитием интеллекта они не имеют смыслового наполнения. В играх нормально развивающихся сверстников умственно отсталые дети либо не могут принять участия, либо выполняют подсобные роли. Это связано с тем, что ребенок с недоразвитием интеллекта ограниченно способен к контакту со сверстниками.

    Продуктивные виды деятельности. Из продуктивных видов деятельности наиболее изучена изобразительная деятельность умственно отсталых детей (Т.Н. Головина, О.П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Умения детей, лишенных специального обучения в детском саду или семье, долго остаются на уровне простых каракуль, и лишь к концу дошкольного детства может появиться предметный рисунок. Рисунки отличаются грубыми ошибками и неточностями.

    Трудовая деятельность у нормально развивающихся дошкольников формируется в предпосылках — в виде самообслуживания и бытового труда. У умственно отсталого ребенка без специального обучения не формируются даже предпосылки для формирования трудовой деятельности, но в условиях адекватного обучения и воспитания у них могут быть сформированы некоторые навыки самообслуживания.

    Читайте также:  Гебефренная шизофрения — симптомы и признаки, лечение, видео

    К концу дошкольного возраста у детей с недоразвитием интеллекта не формируется психологическая готовность к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности — учебной. Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к систематическому школьному обучению.

    Причины развития умственной отсталости у детей в первые годы жизни

    • Гипоксия в процессе родов при тяжелых соматических заболеваниях матери
    • Асфиксия плода при осложненных родах
    • Родовая травма
    • Нейроинфекции (перенесенные в первые месяцы и годы жизни менингиты, энцефалиты)
    • Черепно-мозговая травма
    • Тяжелая интоксикация, истощение
    • Перенесенное состояние клинической смерти

    Независимо от причины, по которой возникает умственная отсталость у детей, большое значение в развитии ребенка с нарушением интеллекта имеет его окружение в первые месяцы и годы жизни. Это и наличие благоприятной атмосферы в семье, и участие родителей в уходе и воспитании, и использование специальных методов обучения в домашних условиях и в специализированных коррекционных центрах. Стимулировать интеллект можно с помощью повторных курсов лечения с использованием диетического питания, медикаментов, иглорефлексотерапии, массажа, лечебной физкультуры.

    Мы рассмотрели основные причины возникновения умственной отсталости у детей. О том, как проявляется,  выявляется и лечится интеллектуальная недостаточность легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степени – в следующих статьях.

    Диагностика

    Степень умственно отсталости чаще всего оценивают, используя стандартизированные тесты, которые определяют состояние больного. При этом необходимо учитывать, что IQ является одним из важных, но далеко не единственным критерием, указывающим на умственную отсталость.

    Помимо IQ, врачу необходимо оценить бытовые умения больного, его психическое состояние, перенесенные ранее заболевания, а также уровень социальной адаптации.

    Также необходимо понимать, что детьми, обладающими психической травмой, часто отображается более низкий уровень интеллектуального развития, нежели есть в действительности. Такое явление объясняется нестабильным эмоциональным состоянием, подавляющим другие психические функции.

    Сама процедура тестирования и обследования является стрессовой, а это усугубляет выявление патологии. Прежде чем диагностировать недуг, с ребенком стоит провести психотерапевтическую работу, которая стабилизирует психологическое состояние.

    Одним из немаловажных факторов, который нельзя упускать при работе с ребенком, обладающим умственной отсталостью, является гипердиагностика. Чаще всего это затрагивает детей, которые лишены родительской опеки и обладают опытом проживания в специальных учреждениях.

    Специалисты в процессе работы с подобными детьми могут столкнуться со случаем, когда правильно выстроенная коррекционно-развивающая работа с ребенком показывает результаты уровня развития, превышающие установленные диагнозом.

    Дифференциальный диагноз

    Диагноз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, центральное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных способностей, на обнаружении признаков отставания в психическом развитии в детском и подростковом возрасте, а также отсутствии прогредиентности, т.е. признаков углубления психического дефекта. С целью определения степени интеллектуального дефекта используют специальные психологические методы оценки интеллекта (см. главу 7). Для уточнения этиологии некоторых форм умственной отсталости требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен условий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими заболеваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).

    Прогнозы, продолжительность и качество жизни

    Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.

    Читайте также:  Заболевания мозга человека. Головного и костного

    Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.

    На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.

    При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.

    Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).

    Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.

    Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.

    1. Причины возникновения умственной отсталости у детей
    2. Каковы признаки умственной отсталости у детей?
    3. Умственная отсталость у детей : симптомы и лечение
    4. Лечение умственной отсталости у детей и взрослых в клинике

    Классификация

    Дебильность имеет разные стадии типы и формы, которые зависят от рассмотренных далее факторов.

    Стадии дебильности

    Степени дебильности выделяются в зависимости от степени умственного нарушения. Для оценки интеллектуальных возможностей используется показатель коэффициента IQ.

    При этом нарушение может быть представлено тремя формами:

    • легкая форма при IQ = 65-69;
    • умеренная форма при IQ = 60-64;
    • глубокая форма при IQ = 50-59.

    Уровень интеллекта оценивается специальными психологическими методиками, включающими тесты на логику, пространственное мышление и т. д.

    Типы дебильности различаются в зависимости от степени нарушения волевых процессов. Так выделяют:

    • гиподинамический тип — общая заторможенность психических процессов;
    • гипердинамический тип — двигательное беспокойство, расторможенность, безмотивные аффекты.

    Если правильно организовывать быт и правила труда для детей, страдающих дебильностью, они способны будут освоить несложные профессии и самостоятельно себя обслуживать. Для этого им необходимо руководство и поддержка.

    Формы

    Существуют также формы дебильности.

    Выделяют:

    • Стеническую форму, которая характеризуется добродушием больного, уравновешенным темпераментом, активностью.
    • Астеническую форму, для которой свойственна эмоциональная неустойчивость и переутомляемость.
    • Атоническая форма, характеризующаяся неспособностью пациента проявлять мотивированное поведение.
    • Дисфорическую форму. Самая редкая форма, имеющая выраженное эмоциональное расстройство, агрессивное поведение и склонности к саморазрушению личности.