СДВГ у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика СДВГ у детей

Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью. По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.

Причины появления у детей СДВГ и его симптомы

Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:

Advertisement

  • Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
  • Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
  • Осложненные и преждевременные роды;
  • Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
  • Перинатальная гипоксия новорожденного;
  • Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
  • Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
  • Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.

За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер. У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено. Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы. Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга.

Читайте также:  Психосоматика эпилепсии, мнение психологов и их рекомендации

Сопутствующие патологии

Стоит рассмотреть следующие сопровождающие патологические состояния:

  1. Депрессивные состояния.
  2. Трудности обучения, проблемы коммуникативного характера, проблемы понимания.
  3. Тревожные расстройства, приводящие к сильным переживаниям, ухудшению симптомов, нервозности до тех пор, пока не вылечится тревога.
  4. Синдром Туретта — заболевание неврологического характера, при котором имеют место быть голосовые и повторяющиеся мышечные тики.
  5. Биполярные расстройства психики, совмещающие маниакальное поведение и частые депрессии.
  6. Поведенческие расстройства, асоциальное поведение, склонность к порче имущества, дракам, воровству, а также нанесению вреда животным и людям, окружающей среде.
  7. Оппозиционные вызывающие расстройства, проявляющиеся негативными, дерзкими и враждебными реакциями в ответ на авторитет.

От чего возникает СДВГ?

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и перинатальное повреждение центральной нервной системы (поражение головного и спинного мозга, возникающее в процессе беременности, родов и раннего послеродового периода), которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны функционирования нервной системы и нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине СДВГ. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего — внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

У детей дошкольного возраста выявить СДВГ сложно, т.к. симптомы проявляются как обычное поведение для такого возраста.

В возрасте 6-12 лет синдром дефицита внимания и гиперактивности уже может существенно влиять на жизнь ребенка, т.к. его поведение уже выходит за рамки норм. СДВГ оказывает влияние на все аспекты жизни ребенка, в том числе — на учебу, свободное время, сон, адаптацию к переменам. В этом возрасте идет формирование проблем, определяющих ограничения в более позднем возрасте. Важно диагностировать отклонение в этом возрасте, чтобы своевременно начать коррекцию.

Читайте также:  Диета и мигрень — что есть, а чего избегать?

Симптомы СДВГ, которые были выявлены в возрасте 6-12 лет, у 60-85% детей продолжают проявляться и в подростковом возрасте. Дети медленно взрослеют, отстают в эмоциональном развитии от сверстников.

У взрослых наблюдаются невнимательность, трудности с самоорганизацией, выполнением заданий. Однако с возрастом детские проблемы уходят на второй план, и бывшие непоседы и невнимательные ученики часто лучше адаптируются к выполнению рабочих, должностных операций, нежели в школьном возрасте.

Дети с СДВГ в школе СДВГ у взрослых

Часто вместе с СДВГ у людей встречаются и другие расстройства, в том числе дислексия, оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), расстройства поведения, депрессия.

По вопросу диагностики СДВГ следует обратиться к врачу, поводом могут служить следующие проявления:

  • У ребенка возникают проблемы в школе и дома по причине невнимательности, импульсивности, гиперактивности. Родители и учителя, как правило, отмечают это в течение первых лет обучения в школе.
  • Ребенок испытывает тревожные и депрессивные состояния в течение нескольких недель подряд, и эти состояния становятся сильнее.
  • Ребенок плохо учится или ведет себя в школе.

Постановка диагноза СДВГ может занять много времени и требует длительных наблюдений и регулярных визитов к врачу.

Методики выявления гиперактивности у детей включают следующие подходы:

  • Разговор с ребенком, опрос родителей.
  • Изучение истории болезни, медицинской карты.
  • Осмотр больного.
  • Специальные поведенческие тесты.

Еще до обращения к врачу родителям рекомендуется вспомнить, в каком возрасте у ребенка начали проявляться беспокоящие их симптомы, как долго и как часто они проявляются, насколько они влияют на учебу и поведение, социальную адаптацию.