Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Социальный интеллект и его роль в профессиональном и личностном развитии

Комментарии 1

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

ABC 21:13 [Материал] Нет ни каких составляющих. С первых минут, как появляется на белый свет, ребенок лет до трех имеет полное представление о природе, о всех процессах и полный пакет знаний. По этому, ребенок и нее задает вопросов, так проверяет глупость взрослых, а вот далее интенсивная терапия образованием и так до полного маразма учОности. А интеллект это способность, что то вспомнить из прошлого. С кем то из детей родители играют в шашки, читают книжки, а кому то чаще достается по жопе. Память о прошлом закрывается. Как то так.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.[ Регистрация | Вход ]

Что понимают под социальным интеллектом

Далеко не все различают понятия интеллекта, как такового, и социального интеллекта, считая, что это одна и та же характеристика. Прежде чем рассматривать их развитие в дошкольном возрасте, нужно уяснить, в чем состоит различие этих структур.

Напомним, что общий интеллект представлен умением мыслить и широким багажом знаний. Невозможно изъять эти характеристики и у социального интеллекта, только поле применения здесь иное – отношения в социуме.

Нельзя сказать, что социальный является частью общего интеллекта. Это подтверждают примеры общественных отношений. Нередко бывает так, что эрудированный и отлично оперирующий знаниями человек ведет себя среди людей, как слон в посудной лавке. То ли по незнанию, то ли из-за прихоти, он не проявляет стремления понимать окружающих или желания быть понятым другими.

Читайте также:  Лекция №15. «Функциональная анатомия спинного мозга»

Человек с развитым социальным интеллектом может многого не знать из общедоступных научно-практических сфер, но при этом удивительно легко находит общий язык с людьми, разными и по характеру, и по статусу, и по возрасту.

Что понимают под социальным интеллектом

Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:

  • предвидение последствий поведения
  • умение считывать информацию по мимике, позам и жестам
  • умение слушать и распознавать различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию
  • способность анализировать ситуации взаимодействия людей.

Перечисленные способности заметны при непосредственном наблюдении. Но также созданы специальные методики, позволяющие диагностировать уровень их развития. Самой известной из них является стандартизированный тест Дж. Гилфорда.

Методику удобно применять, начиная с подросткового возраста. Измерить социальный интеллект маленьких детей с ее помощью невозможно. Да в этом и нет необходимости. Социальный интеллект у детей дошкольного возраста нужно развивать, а не измерять.

Возможности социальной адаптации при сниженном интеллекте

Ответ однозначный дать сложно. Многое зависит от степени поражения интеллекта. Но при условии неравнодушия общества, расширения бытового и социального опыта, социализация людей со сниженным интеллектом возможна. Эта задача успешно решается:

  • средствами специального образования, максимального приближения учебного процесса к реальным жизненным условиям, например, путем моделирования жизненных и производственных ситуаций;
  • вниманием к востребованности теоретических знаний в повседневной жизни;
  • связью теоретических понятий с окружающей действительностью;
  • формированием адекватного восприятия общественных социальных ролей;
  • повышением регулирующей роли интеллекта в человеческом поведении при разных обстоятельствах;
  • повышением и усилением мотивационной стороны речи путем стремления сделать общение понятным.

При формировании у особого ребенка социальных умений, ключевым фактором является достижение его положительного отношения. Этого возможно достичь путем постоянного обучения элементарным навыкам – обязательно с улыбкой и доброжелательным отношением, ведь такая простая вещь, как улыбка – это не врожденная способность, а качество, развивающееся под воздействием социальных факторов.

Необходимо регулярно создавать ситуации, направленные на стимуляцию речи, поощрять любые успехи, даже самые незначительные, повторять и разучивать слова и фразы на основе просьб, спрашивать о местонахождении предметов, работать с картинками и действиями, максимизировать разговоры, оречевлять каждую мелочь, происходящую в окружающем мире.

Немаловажным фактором успеха является обучение адекватному поведению в общественных местах и на улице, критическому отношению к собственному поведению, выдержке и организованности через «Я хочу». С помощью этих и других способов достигаются значительные сдвиги в соотношении интеллектуальных и аффективных компонентов личности:

  • осуществляется не только приспособление к новым социальным условиям, но и реализация потребностей, интересов и стремлений человека;
  • происходит вхождение личности в новое социальное окружение, как полноправной части общества;
  • устанавливается четкое самоутверждение индивидуальности и ее дальнейшее развития;
  • совершенствуется качество общения, поведения и предметной деятельности на основе принятых общественных устоев;
  • эволюционируют стремления, потребности и интересы, необходимые для самоопределения.

Социальный интеллект — литература

Понять сущность социального интеллекта можно и ознакомившись с литературой на данную тему. Это работы по психологии и социологии, труды, где рассказано о проблемах личности, а также путях их решения. Полезно ознакомиться с такими изданиями, как:

Социальный интеллект — литература
  1. Гилфорд Дж., «Три стороны интеллекта», 1965.
  2. Куницына В.Н., «Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение», 1995.
  3. Альбрехт К., «Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими», 2011.
Социальный интеллект — литература

Психология

По теме:

Читайте также:  Резидуальная энцефалопатия головного мозга что это такое

Социальный статус и социальное здоровье личности

Понятие «социальный статус» имеет несколько определений, но суть при этом не меняется. Это ступенька, которую человек имеет в коллективе, неиссякаемый источник, который позволяет оказывать влияние на людей и получать те…

Книги развивающие интеллект

В повседневной рутине мы часто ощущаем себя автоматом для выполнения определенных действий – монотонная работа, не менее однообразные домашние обязанности, кажется, совсем не оставляют времени для самосовершенствования. Но сделать это…

Социальный конфликт — причины возникновения и способы их решения

Одним из условий развития общества является противостояние разных групп. Чем сложнее структура общества, тем сильнее оно раздроблено и тем больше риск возникновения такого явления, как социальный конфликт. Благодаря ему и…

Эмоциональный интеллект – понятие, структура, коэффициент и как развить?

Эмоциональный интеллект наравне с другими видами интеллекта нуждается в развитии. С младенчества, ребенок пытается считывать настроение и эмоции своих родителей и то, как они это осуществляют становится частью его паттернов,…

Что такое интеллект — признаки высокого интеллекта и самые интеллектуальные люди мира

Что такое интеллект, и как его наличие влияет на успешную реализацию личности — интересная тема для психологов и людей стремящихся развивать личные знания. Как стать интеллектуалом и есть ли у…

Роль женщины в семье

Еще в Древней Греции женщины имели право выбирать быть ли им хорошей хозяйкой, заботливой женой или женщиной-воином, лишив себя мужской заботы и домашнего уюта. Так, к примеру, Афина – воительница…

Роль отца в семье

К сожалению, сегодня семья без отца – это не редкость. Но разве это проблема для современных женщин: мы и коня на скаку остановим, и ребенка родим, не слезая с кресла…

Социальный интеллект — литература

Психология

Социальный интеллект — литература