Микротоковая рефлексотерапия: особенности метода для лечения детей

Рефлексотерапия с помощью микротоков при задержке речи – это метод воздействия на акупунктурные точки, расположенные на голове и влияющие на нужные участки головного мозга с помощью небольших импульсов тока. Такую рефлексотерапию условно можно сравнить с иглорефлексотерапией или другим акупунктурным видом воздействия, однако эффект во много раз сильнее.

Порядок проведения процедуры

Акупунктура назначается только после тщательного обследования. Ребенка кладут на кушетку. Врач прикасается к телу электродами, подключенными к генератору, который вырабатывает импульсы постоянного тока малой силы, которые не способны причинить вред здоровью пациента. Области прикосновений зависят от патологии, которую требуется излечить.

Метод разрешен к применению для лечения детей, возраст которых старше 6 месяцев. Кожный покров младенцев не сформирован для подобного воздействия. Но лучше прибегать к этому способу лечения не ранее 2 лет.

Микротоковая терапия используется при лечении задержки развития детей. Если у ребенка наблюдаются судороги, то дополнительно назначаются противосудорожные медикаменты. Также показаны:

  • хвойные ванны;
  • массаж.

Порядок проведения процедуры

Акупунктура назначается только после тщательного обследования. Ребенка кладут на кушетку. Врач прикасается к телу электродами, подключенными к генератору, который вырабатывает импульсы постоянного тока малой силы, которые не способны причинить вред здоровью пациента. Области прикосновений зависят от патологии, которую требуется излечить.

Метод разрешен к применению для лечения детей, возраст которых старше 6 месяцев. Кожный покров младенцев не сформирован для подобного воздействия. Но лучше прибегать к этому способу лечения не ранее 2 лет.

Микротоковая терапия используется при лечении задержки развития детей. Если у ребенка наблюдаются судороги, то дополнительно назначаются противосудорожные медикаменты. Также показаны:

  • хвойные ванны;
  • массаж.

В чем причина психического и речевого развития

Ответить на животрепещущий вопрос «когда ребенок должен начать говорить» достаточно просто: по мнению специалистов, в годовалом возрасте человек должен произносить около десяти легких слов. К пяти годам словарный запас ребенка должен составлять не менее трех тысяч слов.

Если родители заметили, что речевое развитие ребенка не соответствует норме, необходимо обратиться за профессиональной помощью.

Три фактора

Задержка в развитии у ребенка может наблюдаться на фоне:

  • повышенном внутричерепном давлении (у ребенка, находящегося в группе риска, может развиться ЗПР);
  • травмы, вызванной тяжелыми родами;
  • перинатальный патологии центральной нервной системы.

Как помочь

Помочь ребенку может только опытный специалист. С двухлетнего возраста можно показать ребенка дефектологу. Благодаря занятиям у малыша будет развита не только речь, но и внимание, а также память.

Как только малыш достигает четырехлетнего возраста, следует начать логопедические занятия. Для улучшения дикции специалист проводит специальный массаж. Также немаловажно получить консультацию невролога, который определит стратегию лечения основного заболевания.

В современных условиях помощь рефлексотерапевта оказывается бесценной. Эксплуатируя способ микротоковой рефлексотерапии, специалист провоцирует активизацию речевых зон. Благодаря этому речевое развитие юного пациента быстро восстанавливается.

В чем причина психического и речевого развития

Ответить на животрепещущий вопрос «когда ребенок должен начать говорить» достаточно просто: по мнению специалистов, в годовалом возрасте человек должен произносить около десяти легких слов. К пяти годам словарный запас ребенка должен составлять не менее трех тысяч слов.

Читайте также:  Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна

Если родители заметили, что речевое развитие ребенка не соответствует норме, необходимо обратиться за профессиональной помощью.

Три фактора

Задержка в развитии у ребенка может наблюдаться на фоне:

  • повышенном внутричерепном давлении (у ребенка, находящегося в группе риска, может развиться ЗПР);
  • травмы, вызванной тяжелыми родами;
  • перинатальный патологии центральной нервной системы.
В чем причина психического и речевого развития

Как помочь

Помочь ребенку может только опытный специалист. С двухлетнего возраста можно показать ребенка дефектологу. Благодаря занятиям у малыша будет развита не только речь, но и внимание, а также память.

Как только малыш достигает четырехлетнего возраста, следует начать логопедические занятия. Для улучшения дикции специалист проводит специальный массаж. Также немаловажно получить консультацию невролога, который определит стратегию лечения основного заболевания.

В современных условиях помощь рефлексотерапевта оказывается бесценной. Эксплуатируя способ микротоковой рефлексотерапии, специалист провоцирует активизацию речевых зон. Благодаря этому речевое развитие юного пациента быстро восстанавливается.

В чем причина психического и речевого развития

Ответить на животрепещущий вопрос «когда ребенок должен начать говорить» достаточно просто: по мнению специалистов, в годовалом возрасте человек должен произносить около десяти легких слов. К пяти годам словарный запас ребенка должен составлять не менее трех тысяч слов.

Если родители заметили, что речевое развитие ребенка не соответствует норме, необходимо обратиться за профессиональной помощью.

Три фактора

Задержка в развитии у ребенка может наблюдаться на фоне:

  • повышенном внутричерепном давлении (у ребенка, находящегося в группе риска, может развиться ЗПР);
  • травмы, вызванной тяжелыми родами;
  • перинатальный патологии центральной нервной системы.
В чем причина психического и речевого развития

Как помочь

Помочь ребенку может только опытный специалист. С двухлетнего возраста можно показать ребенка дефектологу. Благодаря занятиям у малыша будет развита не только речь, но и внимание, а также память.

Как только малыш достигает четырехлетнего возраста, следует начать логопедические занятия. Для улучшения дикции специалист проводит специальный массаж. Также немаловажно получить консультацию невролога, который определит стратегию лечения основного заболевания.

В современных условиях помощь рефлексотерапевта оказывается бесценной. Эксплуатируя способ микротоковой рефлексотерапии, специалист провоцирует активизацию речевых зон. Благодаря этому речевое развитие юного пациента быстро восстанавливается.

Реальные случаи

Отзывы пациентов, которым были проведены сеансы лечения микротоковой рефлексотерапией лично, или же методика применялась для терапии их детей.

Я родила ребенка поздно, наверное поэтому у нас задержка в речевом развитии. Пробовала много всяких лекарств и других методик лечения, но подруга посоветовала микротоковую рефлексотерапию.

У меня было много сомнений по этому поводу, ведь точных последствий такого лечения никто не знает. Решились, прошли курс лечения микротоками. Эффект конечно же есть, ребенок стал говорить некоторые слова, а до этого вообще мычал. Думаю, что лечиться этим способом можно и нужно.

Кормаленко Татьяна, 46 лет

Не так давно мне поставили диагноз – неврастения. Многие думают, что это не тяжелая болезнь, но я намучился с ней ужасно. Таблетки не помогали совсем. Тогда мой врач предложил мне попробовать лечение микротоками. Прошел курс терапии, состояние и самочувствие значительно улучшились. Хочу позже еще раз пройти курс лечения.

После аварии у меня не работали ноги. Движений ими я не могла сделать вовсе. Я уже отчаялась, думала, что буду всю жизнь инвалидом. Гимнастика, таблетки, уколы, немного улучшили мое состояние, пальцы стали двигаться, но я так и не ходила сама.

Вот сейчас пробую рефлексотерапию микротоками, прошло только 5 сеансов, а я уже почувствовала свои ноги, стала ими двигать, хоть и не очень заметно, но для меня это уже прогресс.

Диагноз – истерия у меня уже давно. Пью таблетки долго, но улучшение наступает временами. Лежала в больнице не раз уже, ездила в санатории, родители возили меня везде, но толку мало.

Читайте также:  Неотложная помощь при судорогах у новорожденных

Услышала про микротоковую рефлексотерапию, решила попробовать. Ходила на процедуры долго, около 2 недель, но результата я не заметила, может он проявится позже, не знаю.

Врач говорит, что это лечение мало кому помогает, видимо и мне не поможет. Очень хочется выздороветь и быть такой, как все, но видно эта терапия помогает только в редких случаях.

Стоимость лечения микротоковой рефлексотерапией разная, каждая клиника имеет свою ценовую политику. Примерная цена одного сеанса варьируется в пределах рублей.

[править] История развития метода

Метод лечения развивался на стыке неврологии, физиотерапии и электрорефлексотерапии с конца 80х годов. В 1990 году было получено первое Авторское свидетельство на «устройство для электропунктуры». В 1994 году электрорефлексотерапия стала доступной для пациентов: в Самаре заработал центр реабилитации Самарский терапевтический комплекс «Реацентр». В дальнейшем уникальность метода лечения была подтверждена целым рядом Патентов РФ, основными из которых являются:

  1. Способ лечения задержки психо-речевого развития при нервнопсихических заболеваниях (2007 г.)
  2. Способ лечения гипертензионно-гидроцефального синдрома и его последствий (2008 г.)
  3. Способ лечения Детского церебрального паралича (2010 г.)

В период с 1994 года до 2010 года электрорефлексотерапия была усовершенствована — разработаны эффективные схемы лечения следующих неврологических заболеваний:

  • Задержка моторного развития (ЗМР)
  • Задержка речевого развития (ЗРР, алалия, дизартрия и пр.)
  • Задержка психического развития (ЗПР)
  • Задержка психоречевого развития у детей с Аутизмом (РДА, элементами аутизма)
  • Детский церебральный паралич (ДЦП, различные формы)
  • Гидроцефалия (открытая форма гидроцефалии, не требующая хирургического лечения)
  • Нейросенсорная тугоухость (I, II, III степени)
  • Частичная атрофия зрительного нерва (ЧАЗН)
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — нарушение когнитивных функций у школьников с проблемами обучения
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Энурез

Клиническая апробация метода проходила на следующих базах:

  1. Кольский филиал НПО «гигиены и профпатологии» Минздрава РСФСР, в 1991 году.
  2. Медицинский центр Управления делами президента РФ, в 1997 году.
  3. Институт Восточной медицины Минздрава РФ, в 1997 году.
  4. Кафедра курортологии и физиотерапии Самарского медицинского государственного университета, в 1998 году.
  5. Кафедра внутренних болезней ГОУ ВПО «Самарского государственного медицинского университета Росздрава», 2003-2008 год.

Дальнейшее усовершенствование метода и разработка новых схем лечения различных неврологических заболеваний проводится совместно со специалистами

  • ГОУ ВПО «Самарского государственного медицинского университета Росздрава».
  • ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Росздрава».

После усовершенствования метода лечения (были разработаны схемы лечения для различных неврологических заболеваний), он получил новое название — МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ. В 2010 года Микротоковая рефлексотерапия утверждена и рекомендована Министерством здравоохранения и социального развития РФ для реабилитации пациентов детского возраста и признана новой медицинской технологией.

На территории РФ региональными инициативными группами (физические лица: меценаты, родители детей инвалидов, врачи-неврологи и юридические лица: благотворительные фонды и медицинские организации) открыто более 10 центров, в которых пациенты проходят комплексное лечение (микротоковая рефлексотерапия, логопедические занятия, логопедический массаж, занятия с психологом, медикаментозное лечение ноотропами, линейный массаж с элементами ЛФК и пр.). Юридическая форма центров различна (АНО, ЗАО). Объединяет «Реацентры» комплексный подход к лечению неврологических заболеваний и лечебное оборудование предоставленное Самарским терапевтическим комплексом «Реацентр». Врачи всех «Реацентров» так же проходят обучение и стажировку в Самаре у непосредственных разработчиков метода. В настоящее время ежегодно более двух тысяч пациентов проходят курсы Микротоковой рефлексотерапии в различных регионах России.

Ход процедуры

Для проведения процедуры микротоковой рефлексотерапии используются специально сконструированные аппараты, которые направлены на поиск и активизацию акупунктурных точек. Лечебные приспособления устроены так, что самостоятельно диагностируют биологически важные точки и подбирают требуемый уровень воздействия на акупунктуру речевых центров.

Читайте также:  Неврастения: причины, клинические проявления, помощь

В России есть несколько зарегистрированных аппаратов, с помощью которых в различных лечебных учреждениях проводится терапия, это – МЭКС и БИОРС.

Перед назначением терапии пациент должен пройти обязательные обследования, которые включают в себя:

  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма);
  • диагностику глазного дна;
  • общеклинические анализы;
  • осмотр и заключение терапевта, невролога, психолога и логопеда.

Все это необходимо для установления полной картины состояния пациента и возможности подобрать нужную схему терапии.

Затем врач в течение нескольких дней проводит электропунктурное обследование по методу И. Накатани. Полученные в результате обследований данные позволяют определить:

  • основные звенья патогенеза;
  • уровень, локализацию и степень выраженности сбоя в организме;
  • насколько хватает возможностей организма для самовосстановления.

Существует специальная схема-разметка головы человека, на которой показаны точки и направления, по которым нужно двигаться для воздействия на те или иные зоны головного мозга.

Для проведения процедуры применяются стандартные электроды в виде двух продолговатых стержней, они подключены к генератору сверхмалых электрических импульсов, который испускает постоянный знакопеременный ток.

Перед тем как воздействовать на биологически активную точку, проводится ее электропорация и оценка показателей электропроводности в соответствии с показателями нормы.

Врач-рефлексотерапевт поочередно прикасается электродами к нужным точкам. Пациент при этом либо практически ничего не испытывает, либо может испытывать минимальное покалывание. Люди даже с очень низким болевым порогом спокойно могут выдержать эту процедуру, она проводится даже грудным детям. Поэтому применение обезболивающих или тем более анестезии не требуется.

В зависимости от причины задержки или нарушения речи, врач подбирает индивидуальную схему и длительность курса. В среднем, необходимо провести несколько лечебных курсов с небольшими перерывами. Один курс включает в себя 15-20 процедур. Терапия проводится один раз в день, длительность ее от получаса до часа.

Рекомендовано комбинирование микротоковой рефлексотерапии с применением лекарственных препаратов, логопедическими занятиями, лечебной физкультурой. Нельзя лишь одновременно использовать метод микротоковой терапии и метод электромагнитного лечения.

Схемы лечения

При первом обращении каждому ребенку составляется индивидуальная схема лечения, которая учитывает не только установленный диагноз, но и индивидуальные особенности нарушения развития:

У детей о спастическими формами ДЦП лечебное воздействие оказывается на различные уровни ЦНС:

  1. Для коррекции патологических установок конечностей проводится сегментарное рефлекторное воздействие на мотонейроны спинного мозга.
  2. Локальное расслабляющее воздействие оказывается непосредственно на мышечное волокно напряженных — спастичных мышц.
  3. Локальное стимулирующее воздействие оказывается на мышечное волокно ослабленных — паретичных мышц.
  4. Для улучшения координации движений проводится рефлекторная активизация мозжечка.
  5. Для развития новых двигательных навыков проводится рефлекторная активизация моторной зоны коры головного мозга.

У детей с ЗПРР, ЗРР, алалией с различными речевыми нарушениями проводится рефлекторная активизация речевых зон головного мозга, отвечающих за:

  1. дикцию (моторная зоны коры головного мозга)
  2. словарный запас (область Брока)
  3. понимание обращенной речи (область Вернике)
  4. навык построения предложений (Ассоциативная зона речи).

При необходимости дополнительно используются БАТ снижающие возбудимость нервной системы и степень агрессивных проявлений у гипервозбудимых детей.

У детей с проблемами обучения с нарушением когнитивных функций предшкольного и школьного возраста проводится рефлекторная активизация зоны коры головного мозга, отвечающих за:

  1. запоминания чисел и математические действия (зона счета)
  2. логическое мышление (префронтальная кора)
  3. навык написания букв и слов (зона письма)
  4. навык пересказа текста, построения рассказа, написания сочинений (Ассоциативные речевые зоны),
  5. логическое мышление, концентрацию внимания, познавательную активность (префронтальная кора).

В данном случае приведены рефлекторные зоны, используемые при наиболее распространенных заболеваниях нервной системы.