Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям

Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

Медицинские критерии наличия нарушений

Для постановки соответствующих диагнозов необходимо сочетание ряда факторов:

  • появление первой симптоматики дефицита внимания до 7-летнего возраста (обычно начинается в возрасте 3-4 лет), гиперактивность может проявиться уже в годовалом возрасте);
  • сохранение симптомов высокого уровня дезадаптации в течение минимум полугода;
  • развитие внимания, активности, импульсивности поведения и адаптационных способностей, не соответствующих возрасту;
  • снижение привычно повышенного уровня активности при попадании в незнакомую обстановку или при контакте с новыми людьми – происходит временное торможение за счет волнения;
  • повышенная чувствительность к раздражителям;
  • снижение чувства страха и способности держать тактичную дистанцию при взаимодействии;
  • неразвитость социальных навыков, отсутствие социальной адаптации среди сверстников и взрослых в пределах детского сада, школы и других учреждений, несмотря на сохранность интеллектуальных и когнитивных процессов. Проблемы с режимом дня дома, затрудненное общение с родственниками.

Нарушение внимания проявляется с 3-4 лет неспособностью доводить начатое до конца, а сохранение активного направленного внимания обычно длится не более, чем несколько минут. Дети с данным синдромом часто отвлекаются на окружающие предметы и внешние раздражители, но при достаточной внутренней мотивации способны удерживать внимание в заданных рамках на более длительное время.

Гиперактивность дает о себе знать уже в первый год жизни через осуществление ребенком бесцельных непрерывных движений, прыжков и перемещений. Ходить такие дети начинают значительно раньше остальных, при этом забираются в различные места, достают вещи, ломают их. Хождение обычно не имеет цели, а поведение носит деструктивный характер, поэтому за ними необходим постоянный присмотр. Тем не менее, такое поведение в годовалом возрасте еще не может служить поводом к постановке диагнозов и может со временем пройти самостоятельно, но требует наблюдения специалистов, чтобы в случае необходимости вовремя начать коррекцию и лечение.

Идём к врачу

Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть поведенческие проблемы, сходите на прием к педиатру, обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Бывает, что в основе трудностей в поведении ребенка лежат проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, неврозы и др. Если же такие проблемы не обнаружены — обратитесь к психологу или неврологу.

Читайте также:  Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция

Вы посетили врача, а сомнения по поводу диагноза всё ещё есть. Не успокаивайтесь и пойдите к другим специалистам — к нейропсихологу, психиатру.

Не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. Упрямство и непослушание так же, как капризы и баловство, — это варианты нормы, если не переходит в систему.

Также не стоит искать причины в наследственности. Дети совсем не обязательно имеют родительский темперамент. Особенности характера, как и внешность, закладываются еще в утробе матери, на них влияют гены множества предыдущих поколений, вплоть до самых отдаленных. А также влияет процесс протекания беременности, родов и многое другое.

Нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр проявлений. Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных).

Причины возникновения СДВГ

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Читайте также:  Психосоматика эпилепсии, мнение психологов и их рекомендации

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В основе заболевания лежат физиологические предпосылки:

  • генетические аспекты, наследственность. Нередко выясняется, что родители, чаще матери пациентов, имели или имеют подобные симптомы, склонны к стрессу и повышенной тревожности;
  • Осложненная беременность, хронические или острые болезни матери, лекарственные препараты, алкоголь, курение;
  • Внутриутробное инфицирование плода, перинатальная гипоксия;
  • Неблагополучные роды: асфиксия, долгий безводный период, применение акушерских пособий;
  • Тяжелые инфекционные болезни во младенчестве, сопровождающиеся повышением температуры тела ребенка, черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

На формировании СДВГ могут сказаться и другие факторы при вынашивании: экологическое неблагополучие, чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки у матери, неполноценное питание, стрессы.

В основе СДВГ лежит нехватка биоактивных элементов-нейромедиаторов — дофамина и норадреналина в сочетании с поражением ЦНС, к чему способен привести любой из факторов, описанных выше. Мозговые структуры повреждаются в результате травмы, гипоксии или химического, токсического отравления.

По результатам МРТ-исследования, в котором принимали участие свыше 3 тыс. человек в различном возрасте, было установлено, что мозг страдающих СДВГ (половина из выборки) хоть и незначительно, но меньше в размерах, чем у здоровых. Данные опубликованы в специализированном британском журнале The Lancet Psychiatry. Ряд других аппаратных исследований также выявляли различия в структуре головного мозга, что подтверждает физиологическую природу СДВГ.

Могут усилить проявление симптомов СДВГ следующие факторы: напряженная атмосфера в семье, нехватка внимания со стороны родителей, завышенные требования и наказания, недостаток сна и отдыха, отсутствие режима дня, длительное пребывание перед экраном или дисплеем.

Наследственность влияет на СДВГ не только через генетику. Родители, находящиеся во власти синдрома, скорее всего воспитывают детей соответствующе. Неготовность быть родителем, вспыльчивость, неорганизованность — все это усиливает расстройство и расшатывает и без того слабую психику ребенка.

Развитие СДВГ у детей провоцирует комплекс факторов, какой-то может стать решающим, например, родовая травма. Устранением источника проблем на раннем этапе можно предотвратить или облегчить проявление симптомов в будущем и избежать длительного лечения.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

В начале лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности должен быть правильно и точно диагностирован, должно возникнуть понимание сильных и слабых сторон ребенка. На основании этого понимания может быть выстроена индивидуальная стратегия лечения и дан ответ на вопрос как именно заниматься коррекцией гиперактивности у детей.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

За рубежом обычно лечение гиперактивности у детей базируется на сочетании лекарственной и поведенческой терапии. Медикаментозное лечение зависит от возраста ребенка. Из медикаментов применяются различные психостимуляторы, которые по американской статистике приводят к снижению гиперактивности у детей в 70% случаев. Вместе с тем, у детей под воздействием стимуляторов появляется зависимость, в результате возможно возникновение синдрома отмены и переход в более позднем возрасте к злоупотреблению более серьезными наркотическими веществами. Кроме того, психостимуляторы только маскируют симптомы, и после их отмены все проявления полностью возвращаются, что говорит о низкой эффективности такой терапии. Тоже относится и к применению успокоительных лекарств при гиперактивности ребенка.

Читайте также:  Бессонница во время климакса: женская проблема и пути ее решения

Лучшие результаты позволяет достичь поведенческая (бихевиоральная) терапия, в рамках которой дети изучают стратегии поведения, позволяющие им лучше контролировать себя, решать проблемы, налаживать коммуникацию с людьми, повышать внимательность и усидчивость. Обучение проходит в формате игры для детей с гиперактивностью. Программа работы с детьми с синдромом дефицита внимания включает индивидуальные и групповые занятия, занятия с родителями.

Кроме того, семьям с детьми с СДВГ рекомендуются совместные сеансы психологического консультирования, позволяющего достичь лучшего взаимопонимания между членами семьи, выявить внутрисемейные проблемы и найти пути их решения.

Самостоятельно родители могут помогать детям с СДВГ следующими способами:

  • Родители должны находиться в хорошей физической и умственной форме. Помощь больному СДВГ ребенку является трудным занятием и поэтому важно, чтобы родители смогли это вынести физически и эмоционально.
  • Родителям целесообразно изучать СДВГ, знать предмет изнутри, чтобы понимать ребенка и его поведение.
  • Важная часть поведенческой терапии заключается в том, что ребенку надо постоянно давать понять, что любые действия имеют последствия.
Помощь родителей детям с СДВГ

Кроме лекарств и психотерапии, существенный вклад в борьбу с недугом могут внести и методы нетрадиционной медицины. Например, акупунктура и биологическая обратная связь позволяют снизить стресс и мышечное напряжение, улучшить общее состояние больного и повысить качество жизни.

Также хорошие результаты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности позволяет достичь остеопатия.

Причины появления СДВГ

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

Биологические факторы

Причины появления СДВГ

Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • нарушения течения беременности и родов;
  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • беременность до 20 лет и после 40;
  • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

Генетические факторы

Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.

Психосоциальные факторы

  • Низкое социальное положение семьи
  • Алкоголизм родителей
  • Тяжелые разногласия между родителями

Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)

Причины появления СДВГ

Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

  • недостаток белков в рационе ;
  • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
  • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).