Дизартрия у детей — виды, симптомы и упражнения для лечения

Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».

Причины дизартрии у детей и взрослых

Причины повреждений нервов – различные неблагоприятные факторы или в период внутриутробного развития ребенка, или во время родов или после рождения вследствие заболеваний. Речевые проблемы возникают в результате повреждения тех участков мозга, которые необходимы для управления двигательными механизмами речи. При поражении периферических отделов нервной системы нарушаются структуры двигательных нервов к мышцам челюсти, губ, языка, щек, неба, глотки, гортани, диафрагмы и грудной клетки, а также структура ядер, которые расположены в стволе и в подкорковых отделах мозга, отвечающие за безусловно-рефлекторные эмоциональные речевые реакции, типа смеха, плача.

При поражении отделов центральной нервной системы недостаточно развиты подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса, порядок мышечных сокращений речевой мускулатуры и согласованность в работе артикуляционного, голосового и дыхательных аппаратов. Вследствие этого нарушается просодический компонент речи: громкость, плавность, темп, тембр, эмоциональная выразительность. Если повреждены проводящие системы, направляющие импульсы от коры головного мозга к нижлежащим структурам двигательного аппарата, повышается мышечный тонус в мускулатуре речевого аппарата и усиливаются рефлексы орального автоматизма. При центральном поражении недоразвитыми также оказываются и корковые отделы головного мозга, обеспечивающие формирование речевых способностей.

У взрослых и детей причины дизартрии разные. У взрослых она вызвана нарушением мозгового кровообращения вследствие сосудистых заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит). У детей отмечается внутриутробная патология плода: гипоксия, краснуха, заболевание матери, употребление отдельных лекарств; родовые травмы, неправильное положение плода при родах, асфиксия, крупный плод, конфликт резус-фактора. Группы детей с дизартрией разнородные. Прямой взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью отклонений нет.

Вверх

Причины дизартрии

Дизартрия у взрослых является следствием различных болезней или несчастных случаев, имеет приобретенный характер и не передаётся «по наследству».

Причины данного недуга:

  1. Заболевания, связанные с нарушением работы ЦНС и её периферических отделов: болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, синдром Фацио-Лонде.
  2. Патологии органов сердечно-сосудистой системы и головного мозга: инсульт, опухоль, сифилитическое поражение спинного, головного мозга и мозжечка.
  3. Инфекционные заболевания (в том числе ботулизм).
  4. Отравление ядами различных групп.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Умственная отсталость.
  7. Обширная посттравматическая кома.

Причиной нарушения речи может стать неудачно проведённая хирургическая операция на головном мозге или неэффективная терапия.

Также наркологи отмечают, что патология может появиться вследствие чрезмерного употребления крепких алкогольных напитков, передозировки наркотических и психоактивных средств.

В группу риска относят детей до 2 лет, подростков, представителей старшего поколения и людей, ведущих асоциальный образ жизни.

Степени нарушения произношения

Дизартрия развивается постепенно.

Первые симптомы патологии можно распознать даже у новорожденных детей. Такие малыши испытывают трудности с глотанием молока и сосанием груди матери.

Такие признаки часто проходят самостоятельно. Отчетливо симптомы дизартрии проявляются в возрасте 4-5 лет. В процессе своего развития заболевание проходит несколько этапов. В медицинской практике выделяют несколько степеней патологии.

Степени дизартрии:

  1. Первая степень (развивается архипова стертая форма дизартрии с соответствующей симптоматикой).
  2. Вторая степень (речь ребенка сопровождается ярко выраженными дефектами).
  3. Третья степень (речь ребенка становится не понятной).
  4. Четвертая степень (формируется устойчивая патологии речевого аппарата).

Как лечить аденоиды у ребенка? Рекомендации педиатров вы найдете на нашем сайте.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Совет

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

Полезно: Если глазик плачет, или Почему слезится один глаз у ребенка?

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Возможные осложнения

Дизартрия на начальной стадии опасна для нормального психологического развития ребенка. Недостаточная внятность речи будет препятствовать нормальному общению, а также может вызывать насмешки от других детей. В этом случае социальная адаптация малыша будет проходить проблематично.

Возможное осложнение тяжелой стадии дизартрии — анартрия. Патология возникает в результате глубокого нарушения работы мышечных групп. Лицо ребенка будет напоминать маску, нижняя челюсть немного провисает и движения губ ограничены. Речь полностью отсутствует. Иногда могут присутствовать нечленороздельные звуки.

Рекомендуем: Себорейный дерматит у ребенка

Классификация заболевания

Классическое разделение дизартрии происходит по очагу поражений участков головного мозга при данном заболевании. Современная медицина различает пять видов дизартрии:

1. Бульбарная. Причиной заболевания может служить опухоль или воспаление в продолговатом мозге. Помимо общих симптомов характерно сглатывание гласных звуков и смазывание согласных в шипящий звук.

2. Псевдобульбарная (спастическая). Чаще всего развивается на фоне различных повреждений головного мозга (после энцефалита, родовых травм или вследствие тяжелого отравления организма). При такой форме заболевания характерна дисфункция языка.

Читайте также:  После еды болит голова: начинает, после обеда, головная боль

3. Подкорковая. При таком типе заболевания страдает артикуляция, темп речи, ритм и интонация. Характеризуется повреждениями в подкорковых узлах. Из дополнительных симптомов отмечается непроизвольные сокращения мышц.

4. Корковая. Заболевание часто путают с дислалией или алалией. Это происходит из-за схожих симптомов. Для ребенка произношение звуков по отдельности не представляет сложности, но при этом в словах звуки запинаются. Особенно, это заметно при произношении согласных звуков. Дополнительным признаком корковой дизартрии является атаксия – неловкость походки, шаткость.

5. Мозжечковая. Самый редкий вид заболевания. На практике встречается в смешанном состоянии с другими типами. Основной симптом – выкрикивание при разговоре отдельных звуков.

Смешанный тип дизартрии не выделяют в отдельный вид. Для него характерно сочетание причин и признаков двух или более видов болезни.

Также болезнь различается по степени тяжести протекания заболевания:

  • I степень. Характерна слабовыраженная симптоматика, «стертые» признаки заболевания. Дефекты обнаруживаются только при специальном обследовании у логопеда.
  • II степень. На этой стадии речь пациента понятна всем, но небольшие дефекты периодически слышны.
  • III степень. При такой ситуации речь ребенка понятная только членам его семьи и друзьям (как самым близким людям к ребенку). Посторонним понять речь сложно.
  • IV степень. Самая тяжело поддающаяся коррекции форма заболевания. В этой стадии речь практически не разобрать, даже близким людям и членам семьи.

Коррекция дизартрии у детей

Лечением и коррекцией речевых нарушений занимается логопед. Для получения максимального терапевтического эффекта родителям рекомендуется тренировать ребенка и в домашних условиях.

Важная часть коррекции отклонения , проведения дыхательной гимнастики. Упражнения можно выполнять в любом месте и положении. Заниматься лучше всего в хорошо проветренной комнате. Длительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. Рекомендуется начинать с 30 секунд, так как у малыша может закружиться голова. Дыхательные упражнения нельзя выполнять перед сном.

Существует большое количество методик и упражнений для тренировки дыхания. Одно из самых простых и эффективных называется &#171,мишка на воздушном шаре&#187,. Алгоритм выполнения:

  1. Исходное положение , лежа на спине, руки должны находиться вдоль туловища,
  2. Ребенок должен представить, что живот , воздушный шар. Когда он делает вдох &#171,шарик&#187, надувается, а при выдохе , сдувается.
  3. На живот ребенка можно положить маленькую игрушку медвежонка или любую другую. Такой прием позволит контролировать правильность выполнения упражнения и сделает его более интересным для малыша.

Коррекция звукопроизношения должна быть комплексной. При необходимости невролог назначает проведение медикаментозного лечения. Рекомендуется прием следующих групп лекарств:

  • сосудистые средства,
  • ноотропы,
  • метаболические препараты,
  • витамины,
  • седативные средства.

Сосудистые препараты позволяют устранить головную боль, головокружение. Ноотропы назначаются при нарушении памяти и задержке психологического развития. Метаболические лекарства позволяют улучшить обмен веществ и предотвращают ослабление памяти. Витамины нужны для поддержания иммунной системы ребенка. При повышенной возбудимости малыша, рекомендуется прием седативных препаратов.

Существуют следующие логопедические приемы коррекции:

  1. Подражание. Ребенок должен повторять правильную артикуляцию взрослого.
  2. Механическое воздействие. Логопед использует специальные зонды.
  3. Физиологический. Основной упор делается на артикуляционные упражнения.

На ранней стадии развития заболевания коррекция проводится при помощи дыхательной гимнастики и артикуляционных тренировок.

Логопедический массаж

Логопедическая работа при дизартрии. включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата при дизартрии. С этой целью логопеды проводят дифференцированный логопедический массаж. Индивидуально подбирают упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, развитию дыхания, голоса.

Читайте также:  Дегенеративные изменения головного мозга

Логопед определяет последовательность отработки звуков подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяет подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у пациента самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Во многих научных статьях по дизартрии подчёркивается необходимость включать в коррекционную работу развитие мелкой моторики рук. Такой подход к коррекционной работе обуславливают близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции развития речевой функции.

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: расшифровка результатов ЭЭГ головного мозга у детей

Диагностика заболевания

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Прогноз

При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.

Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.

Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.

Дети, которые не могут быть полностью вылечены, гораздо лучше себя чувствуют в коррекционных школах.