Детский аутизм лечение народными средствами

Рубрика: Психология

Народные средства и советы при аутизме

Всем родителям приятно наблюдать за развитием своего малыша. Приятно видеть его улыбку, смех, первые шаги, бормотание. Каждый взрослый любит наблюдать за реакцией ребенка на все, что происходит вокруг. Детки же любят это внимание. Им нравится, когда ими восхищаются и любят их. На самом же деле, подобные проявления любви и внимания — это вполне нормально, и даже необходимо.

Народные средства и советы при аутизме

Однако есть малыши, которые особо не нуждаются во внимании и любви ни со стороны мамы с папой, ни со стороны родственников. Они будто живут в своем собственном мирке. Им не интересно узнавать что-то новое, они не хотят заводить новых знакомств. Более того они не любят делиться своими переживаниями и эмоциями. Довольно часто, такие детки не могут адаптироваться в социуме, им просто ничего не интересно. Дети, у которых проявляются подобные симптомы, больны аутизмом.

Формы и степени аутизма у детей

В зависимости от степени расстройства определяется комплекс мероприятий, с помощью которых ребенка адаптируют к самостоятельности и жизни в социуме. Выделяют такие группы аутизма:

  • Первая группа — наиболее тяжелая степень расстройства, для которой характерна полная замкнутость ребенка в своем внутреннем мире, отсутствие каких-либо внешних реакций, мимики, жестов. Такие дети не разговаривают и не откликаются на свое имя, абсолютно не реагируют на окружающий мир. Специалисты ставят неутешительный диагноз относительно адаптации ребенка с этой степенью аутизма и приспособления его к жизни
  • Вторая группа — ребенок проявляет фрагментарную заинтересованность тем, что происходит вокруг, умеет говорить некоторые слова и фразы, но более зациклен на постоянном порядке вещей и действий

Ребенок пытается упорядочить все вокруг, разложив игрушки

  • Третья группа — дети устанавливают определенные контакты с людьми и миром, но не могут воспринимать объективно ситуации, которые возникают. Часто они имеют конфликты, не могут чувствовать состояние другого и не понимают скрытой двусмысленности слов. В целом дети, которых относят к третьей группе аутизма, довольно активные

Дети, страдающие аутизмом, часто не имеют близких доверительных отношений даже с матерью

  • Четвертая группа — наиболее легкая форма аутизма. Ребенок общается с окружающими, проявляет заинтересованность различной деятельностью и предметами, но при малейшей обиде или конфликте он уходит в себя и замыкается. Эта степень расстройства наиболее успешно поддается корректировке и, после ряда мероприятий, ребенок практически полностью адаптируется к социальной среде

При аутизме ребенок агрессивен и часто злится, если что-то не получается

Характерно, что чем более тяжелая степень аутизма у ребенка, тем раньше можно определить у ребенка некоторые отклонения и произвести корректировку.

Читайте также:  Спинальная амиотрофия Верднига–Гоффманна

Причины аутизма у детей

Причиной аутизма является поломка генов. То есть ребенок появляется на свет с определенными генными мутациями, которые впоследствии приводят к появлению болезни. А вот степень проявления симптомов зависят от многих факторов, таких как:

  • Социальная среда – в первую очередь атмосфера в семье.
  • Своевременное выявление симптомов и начало корректирующей терапии.
  • Продукты питания – некоторые пищевые добавки усугубляют течение заболевания.
  • Прием некоторых медикаментов (например, противосудорожных препаратов) во время беременности, родовые травмы, недоношенность, малый вес при рождении.

Генетика в 90% случаев является причиной развития аутизма. Единственной негенетической причиной аутизма, изученной на сегодняшний день, является краснуха, перенесенная во время беременности. Примерно у трети женщин, переболевших краснухой, рождаются дети с аутизмом.

Почти половина случаев аутизма вызвана мутацией генов первого поколения. Это значит, что мутация по какой-то причине возникла у ребенка, а у родителей ее нет.

В настоящее время обнаружено более 239 генов, поломка которых приводит к аутизму. Но судя по всему их больше. Поэтому продолжают проводиться исследования в этом направлении. Этот вопрос является основополагающим в изучении болезни. Ведь без понимания механизмов развития заболевания, невозможно разработать действенные методы профилактики и лечения аутизма.

Взаимосвязь аутизма и прививок

Причины аутизма у детей

В последние годы часть общества ополчилась против прививок. Противники вакцинации находят все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. Несколько лет назад активно культивировалась теория связи аутизма и прививок. Дело в том, что общепринятый календарь вакцинации совпадает с проявлением первых симптомов болезни. И поскольку аутизм является загадочной болезнью, ведь до сих пор точно не известны его причины, удобно было обвинить во всем плановые прививки. Однако научные исследования опровергли эту теорию, доказав ее несостоятельность.

Справедливости ради стоит отметить, что в редких случаях прививки вызывают неврологические нарушения, но к аутизму они точно не имеют никакого отношения. Как говорится, это уже совсем другая история.

Взаимосвязь глютена и аутизма

Существует теория, которая гласит, что продукты с глютеном могут привести к развитию аутизма. Глютен – это клейковина, которая содержится в четырех злаках – рожь, овес, пшеница и ячмень. При определенных условиях клейковина склеивает ворсинки кишечника, блокируя всасывание питательных веществ, в том числе образование и поглощения витаминов группы В. В результате нервная ткань не получает необходимые для функционирования и формирования вещества, что приводит к ряду неврологических нарушений.

На сегодняшний день теория зависимости аутизма и глютеновой пищи остается на уровне предположений. Не подтвердилось также заявление о том, что безглютеновая диета облегчает симптомы аутизма. Если бы все было так просто, то болезнь легко поддавалась бы коррекции. К сожалению, на практике этого не происходит.

Симптомы аутизма

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных  детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее,  однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Ранние признаки аутизма

Первые признаки расстройства иногда заметны уже на первом году жизни. В раннем развитии ребенка отмечаются следующие особенности:

Ранние признаки аутизма
Ранние признаки аутизма
  • ограничено или вовсе нет зрительного контакта, нет социальной улыбки;
  • выражение лица обычно серьезное или нейтральное;
  • малыш не указывает на предметы или людей и не использует жесты;
  • нет общего внимания к родителям или другим людям;
  • в 16 месяцев не говорит ни одного слова;
  • отсутствие реакции, когда к ребенку обращаются по имени;
  • после 24 месяцев не говорит ни одного спонтанного или коммуникативного предложения из двух слов;
  • не играет в ролевые игры;
  • нет интереса к сверстникам;
  • зациклен на отдельных предметах (например, постоянно смотрит на вращающиеся колеса в игрушечных автомобилях);
  • демонстрирует странное азартное поведение (например, неоднократно упорядочивает и сортирует по размеру плюшевых зверей);
  • сильно сопротивляется любым переменам;
  • очень чувствителен к раздражителям (звуки, запахи, прикосновения, ткани, цвета и т. д.).
Ранние признаки аутизма
Ранние признаки аутизма

В таких случаях стоит посоветоваться с педиатром и при необходимости пройти психологическое обследование. Можно самостоятельно сделать скрининговый тест для выявления аутистических расстройств.

Ранние признаки аутизма
Ранние признаки аутизма

Безказеиновая и безглютеновая диеты

Многие родители, у которых дети страдают аутизмом, говорят, что происходит улучшение поведения, когда их дети соблюдают диету без употребления белков глютена и казеина. Глютен содержится, в основном, в пшенице, ржи и ячмене; казеин — в молочных продуктах.

В 2010 году при проведении рандомизированного клинического исследования по использованию безказеиновой и безглютеновой диеты не была достаточно доказана её польза.

Это было сравнительно небольшое исследование (чуть больше 50 детей), и, вполне возможно, что некоторые дети получили пользу. В настоящее время планируется проведение большого исследования.

Конечно, изменения в рационе питания стоит исследовать и попробовать, особенно, если есть и другие члены семьи, которые имели проблемы при употреблении продуктов с казеином или глютеном. Некоторые, но не все, родители отмечали улучшение поведения.

Если родители решаются посадить своего ребенка на безказеиновую и безглютеновую диету, то необходимо, прежде всего, убедиться в её безопасности и надежности.

  1. Проконсультируйтесь с диетологом. Хотя в интернете легко можно найти безказеиновую и безглютеновую диету, но только специалисты могут определить, будет ли данная диета полезной для конкретного человека. Это особенно важно для поддержания нормального роста и развития детей. Продукты, содержащие глютен и казеин, являются основными источниками белка, а также основных витаминов и минералов, таких как витамин D, кальций и цинк.
  2. Предоставьте диетологу 3 или 5-дневный рацион диеты (записывайте, что и в каком количестве было съедено) для избежания дефицита в организме питательных веществ. Специалист сможет добавить необходимые продукты или добавки, чтобы закрыть пробелы в питании.
  3. Придумайте надежный способ определения вашей реакции или вашего ребенка. Это необходимо выполнить до начала диеты, перечислив симптомы или поведение, которые вы бы хотели улучшить. У ребенка это могут быть вспышки гнева, неспособность спокойно сидеть во время занятий, проблемы со сном в ночное время или отказ общения с другими людьми.
  4. Взаимосвязь учителей, терапевтов, сиделок и других людей, находящихся вне вашей семьи, для объективного контроля поведения и изменений. Если вы выяснили, что произошли улучшения, то продолжайте диету, хотя это потребует много затрат и усилий.
Читайте также:  Лечение тройничного нерва народными средствами

Следует отметить, что улучшение может быть связано с удалением из рациона только одного из белков (глютена или казеина). Некоторые родители сообщают о положительных изменениях при безказеиновой диете, другие — при безглютеновой. Но изменения в поведении могут происходить и по другим причинам. Например, улучшение по причине замены пищевых продуктов с высоким содержанием сахара и жира более здоровыми продуктами питания, такими как зерна риса, фрукты и овощи.

Эти альтернативные причины важно учитывать, так как строгая безказеиновая и безглютеновая диета требует огромной работы и может быть дорогостоящей. Например, возникают проблемы при выборе блюд из меню в ресторане или школьной столовой. При праздновании дня рождения также могут возникнуть затруднения. Вы столкнетесь с тем, что вам или ребенку придется брать продукты питания с собой, находясь вне дома.

//—> //—>

Безглютеновая диета: за и против — видео

Коррекционно-педагогическая методика

Коррекционно-педагогическая терапия является комплексной и проводится группой различного рода специалистов: педагогами, психологами, невропатологами, психиатрами и дефектологами. Благодаря коррекционно-педагогической терапии ребенок, страдающий аутизмом, вполне способен освоить различные коммуникативные навыки, повысить адаптацию в бытовых условиях, а также овладеть некоторыми учебными методами.

Наиболее распространенными и популярными практиками в такой методике являются оперантное обучение и программа ТЕАССH.

Оперантное обучение представляет собой создание для страдающего аутизмом ребенка таких условий, которые помогут ему приобрести нужное поведение в различных отношениях:

  • овладении учебными навыками;
  • развитии речевой функции;
  • социально-бытовой сфере;
  • получении профессиональных знаний и умений.

Программа TEACCH основана на обучении детей с аутизмом методами невербальных коммуникаций, делая упор на визуализацию с использованием различных наглядных пособий. Сторонники этой программы считают, что направлять усилия при данном заболевании следует на создание для ребенка таких условий существования, которые будут полностью соответствовать его специфическим особенностям. При этом, обучение таких детей речи не является обязательным, ровно, как и приобретение профессиональных и учебных навыков. Целесообразным это считается при обучении детей с коэффициентом IQ, превышающим пятьдесят процентов. Целью данной терапии является выработка у пациентов интуитивных и простых бытовых умений, зачастую формирующихся за счет четкого расписания и визуальных инструкций.

Эта программа не обеспечивает достаточного уровня адаптации ребенка в реальном мире, но при этом помогает добиться значительных успехов и устойчивых изменений в поведении даже при тяжелых стадиях аутизма.