Анатомия и строение мозга. Как мозг воспринимает информацию?

Как устроен человеческий мозг? Способен ли он познать сам себя? Откуда берутся интуиция и творчество? Об этом и многом другом «АиФ» рассказал российский физиолог, академик, директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев.

Головной мозг человека — описание

Определение

Головной мозг — основной регулятор функций организма, с помощью которого реализуется высшая нервная деятельность человека.

Как и спиной, головной мозг, согласно анатомии, оснащен защитой. Она представляет собой три оболочки, соединенные жидким веществом. Во внутренней структуре находятся полости в виде желудочков. От мозга отходит двенадцать пар черепно-мозговых нервов, служащих для иннервации разных отделов человеческого организма в зависимости от их функций и расположения. Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса этого органа у человека во взрослом возрасте составляет примерно 1.4 – 1.5 килограмма.

Сосуды головного мозга

Кровоснабжение мозга осуществляется благодаря  двум общим сонным артериям и двум позвоночным артериям. Отток крови происходит с помощью лакун, где венозная кровь собирается и после по яремным венам покидает полость черепа. Головной мозг имеет сильно развитую кровеносную сеть, многочисленные капилляры проникают в толщу мозговой ткани и обеспечивают  жизненно важными веществами нервные клетки.

Большое количество химических соединений (гормоны, нейромедиаторы, биологически активные вещества) участвует в передаче информации от одних клеток к другим. Взаимодействие различных структур в головном мозге – это сложный физико-химический процесс, который до сих пор изучается учеными из разных стран мира.

Видеоуроки по анатомии головного мозга:

Проект «Изучение нейронов мозга»

Нейрофизиология – это раздел физиологии, изучающий функции нервной системы. Психофизиология – это область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе, нервной системы в выполнении психической деятельности.

Нейрон – специализированная клетка, которая отправляет химические сообщения, передаваемые между головным, спинным мозгом и нервной системой. Аксон – нитеподобный отросток, который передаёт информацию от одного нейрона к другому. Дендрит – разветвлённый отросток нейрона, который принимает информацию от других нейронов. Синапс – место контакта между двумя нейронами. Первое представление о синапсе было сформулировано в конце XIX века, а его строение было изучено только в начале XX века. Нервный импульс – это электрический сигнал, распространяющийся по аксонам нервных клеток.

Наша центральная нервная система, включая головной и спинной мозг, контролирует движение во всём теле. Определённые клетки, называемые нейронами, взаимодействуют с головным и спинным мозгом, а также с нервными клетками. Нейроны содержат три главных компонента: тело клетки, аксон, дендриты. К тому же они включают много специальных компонентов, таких как ядро и миелиновая оболочка. Ядро – контролирует центр клетки и хранит всю генетическую информацию. Миелиновая оболочка – это изолирующая система для аксона. Разные виды нейронов взаимодействуют друг с другом, отправляя специальные химические элементы, нейротрансмиттеры, а также с аксонами одной клетки и дендритами других клеток.

Цель – понять, что такое нейрон, как биология описывает его строение, функции, а также ключевые компоненты.

Что нам понадобится:

  • чистый белый лист бумаги;
  • маркеры, цветные карандаши или мелки;
  • разные конфеты (совет: тонкие палочки подойдут для дендритов, а толстые – для миелиновой оболочки);
  • глазировка (совет: из глазури для пряников получается хороший «клей»);
  • зубочистки, кнопки, булавки или клейкая лента;
  • ножницы;
  • вощёная бумага или смесь для шоколадного пирожного/кекса (чтобы узнать подробнее, смотрите раздел «Ход эксперимента»);
  • картон.

Ход эксперимента:

  1. Соберите несколько картинок с изображением нейронов, которые отличаются разной степенью детализации.
  2. Выберите уровень детализации, который вы хотели бы представить. Нарисуйте эту версию на чистом листе бумаги.
  3. Возьмите этот листок на кухню или в магазин, чтобы подобрать подходящие по виду детали модели нейрона.
  4. Отрежьте необходимое количество вощёной бумаги.
  5. Расположите конфеты на бумаге, прикрепите их при помощи глазури. Оставьте на некоторое время, чтобы глазурь подсохла, а затем прикрепите вощёную бумагу на картон для презентации.
  6. Альтернативный вариант: Вместо «приклеивания» конфет на вощёную бумагу, вы можете прикрепить их к тонкому слою кекса или противню с пирожными. Презентация зависит от личных предпочтений и желания полакомиться конечным продуктом.
  7. Вырежьте ярлыки. Прикрепите их к диаграмме, используя кнопки или клейкую ленту (если вы взяли вощёную бумагу). Или же используйте зубочистки или булавки, если выбрали кексы.
  8. Соберите дополнительные компоненты нейронов (кусочки конфет) в нескольких мисках. Промаркируйте каждую миску, укажите главные функции каждого компонента. Выставьте эти миски на презентации вместе с диаграммами и дайте возможность зрителям попробовать на вкус.

Вывод:

Опишите центральную нервную систему. Какова главная роль нейрона? Каковы ключевые компоненты? Каковы главные функции для каждого ключевого компонента нейрона? Как осуществляется работа нейронов? Что препятствует этому взаимодействию? Сколько нейронов в нашем теле? Появляются ли новые нейроны на протяжении жизни?

Интернет упрощает разум

— Вы как-то заметили, что интернет упрощает разум. Но так ли это? Находя ответы на все вопросы в Сети, люди действительно зачастую разучиваются думать. Но с другой стороны, мгновенное получение любого знания должно обогащать мозг…

Читайте также:  ВИЧ энцефалопатия: головной мозг как мишень для вируса

— В мире нет абстрактно плохих и абстрактно хороших вещей. Например, наркотики – однозначно плохое дело, но без них невозможно проведение ни одной операции. Или, скажем, атомная бомба – она плохая или хорошая? Она сама по себе никакая. С ее помощью можно создавать гигантские подземные хранилища, а можно и уничтожать города. Или, скажем, сбить комету, которая летит на Землю.

Интернет упрощает разум

Честно сказать, я больше люблю читать книгу, чем смотреть телевизор. Но смотрю – в разумных пределах. Телевидение меня не поработило, не сделало зависимым от «ящика». Вот и наркоманом человек, как правило, не становится, его заставляют таким стать. И если он поддается, то в итоге погибает. Приучение к наркомании – это огромная индустрия. И с интернетом та же самая история. Сейчас создано множество очень хитрых приемов для «отключения» людей от реальной жизни – и в том числе для того, чтобы они не задавали лишних вопросов. И так, к сожалению, происходит во всем мире.

И в самом деле, если исходить из подобной логики — зачем помнить наизусть цитаты, если все можно «по щелчку» найти в интернете? Зачем читать книгу – проще посмотреть экранизацию… На самом деле беда уже у ворот: мы не оглупляем наших детей, но упрощаем их разум. То же кино дает зрителю фабулу произведения и губит фантазию. Вы уже не можете представить себе истинные образы Миледи и д’Артаньяна у Дюма. Это однозначно Терехова и Боярский… Имплант для мозга, чип от зачатия. Прогресс превращает нас в киборгов? Подробнее