Афазия — виды и клинические проявления.

Афазия – патология, возникающая мгновенно и вызывающая поражение разных отделов головного мозга, а процесс их лечения тянется долгие годы, связана с расстройством аппарата формирования и понимания человеческой речи.

Общая характеристика патологии

Афазией называют вторичное расстройство речевой функции, связанное с поражением участков головного мозга, отвечающих за речь. При таком нарушении человек не может говорить, то есть выражать свои мысли в словах, понимать обращенную к нему речь, а также читать и писать.

У больных с афазией страдают:

  • экспрессивная речь (произношение звуков, словарный запас);
  • импрессивная речь (понимание и восприятие);
  • внутренняя речь;
  • письменная речь (сюда же входит и чтение).
Общая характеристика патологии

Афазия является результатом патологических изменений особых участков (речевых центров) головного мозга. Отклонение имеет органический характер. Его отличительная особенность – утрата речи после ее окончательного формирования. Отклонение может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего встречается у пожилых людей.

Помимо нарушения речевой функции у больных с афазией наблюдаются психические нарушения, нарушаются сенсорная и двигательная активность, а также личностная сфера. Именно поэтому афазию относят к одному из самых сложных и труднопреодолимых отклонений.

Основные причины развития афазии

В действительности данное заболевание является составляющей клинического проявления иного недуга, который поражает височную, лобную или теменную зоны ГМ. Также расстройство речи может возникать при повреждении нервных структур, передающих импульсы в соответствующие участки коры ГМ. Проявление симптомов и разновидность афазии, скорость развития осложнений будет зависеть от причины утраты вербального общения.

Основные факторы:

Основные причины развития афазии
  • Внутримозговые новообразования полушарий ГМ.
  • Лидирующей причиной развития данной патологии являются доброкачественные и злокачественные образования, находящиеся непосредственно в тканях мозга. Опухоли полушарий чаще всего затрагивают как раз те области коры, которые фактически отвечают за механизм работы данной функции. Обычно именно нарушение речи может оказаться симптомом для диагностирования новообразования, поэтому следует очень серьёзно относиться к такому состоянию.

  • Сосудистые болезни головного ГМ.
  • Наибольший вес в ряду причин развития данного недуга занимает недостаточность мозгового кровообращения. Различают переходные (транзиторные) или ишемические приступы, которые проявляются в виде острых коротких атак церебрального кровообращения. Они вызывают остановку циркуляции кровотока в определённых участках мозга и сопровождаются локальной симптоматикой, в зависимости от расположения патологического процесса.

  • Заболевания, у которых основным патологическим процессом является демиелинизация.
  • В группу демиелинизирующих болезней входят воспалительные заболевания вещества ГМ (абсцесс, лейкоэнцефалит, РС (рассеянный склероз), энцефалит, РЭ. Механизм их развития проявляется в виде повреждения миелиновой оболочки нервных волокон. Миелин отвечает за проводимость нервных импульсов от ГМ. При его повреждении могут развиваться разные симптомы, среди которых и афазия.

  • Эпилепсия.
  • Распространённое хроническое нервное заболевание характеризуется образованием в ГМ очага импульсов, вызывающих внезапные судорожные приступы или кратковременное помрачение сознания. Когда судорожный очаг находится в центрах мозга, которые контролируют речь, соответственно это может спровоципрвать развитие афазии.

  • ЧМТ (черепно-мозговые травмы).
  • Механические овреждения костей черепа или мягких тканей мозга являются серьёзными факторами, которые могут привести к развитию афазии и провоцируют отклонения, что приводят к утрате некоторых функциональных способностей. Случается, что заболевание возникает не сразу после травмы, а может проявляться в виде последствий.

  • Отравления.
  • Множество ядовитых отравляющих веществ, которых при попадании в организм вызывают негативное действие на клетки ГМ и ЦНС. Отравление нейронов сопровождается утратой их функций.

  • Дегенеративные болезни.
  • Данная группа хронических заболеваний ЦНС характеризуются постепенной и прогрессирующей гибелью нейронов с дальнейшей утратой некоторых функциональных способностей.

Одновременно с другими неврологическими симптомокомплексами также имеется вероятность развития афазии.

АФАЗИЯ

– расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее у людей с сохраненным артикуляционным аппаратом и достаточным слухом, при котором частично или полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств и понимать услышанную речь. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушения восприятия речи — импрессивной сенсорной афазией. Центр моторной речи располагается в задних отделах нижней лобной извилины доминантного полушария, а центр импрессивной сенсорной речи — в задних отделах верхней височной извилины того же полушария (доминантного).

Различают три формы нарушений экспрессивной речи: афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих кинестетическую основу движений артикуляторного аппарата. Нарушено произнесение отдельных  звуков. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области Брока. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция отдельных звуков не нарушена. Дефект касается процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Продуктивная речь заменяется персеверациями, а в тяжелых случаях представлена речевым эмболом.

Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит, в основном, из существительных, содержит очень мало глаголов. Возможна сохранность непроизвольной, автоматизированной речи, пения. Нарушаются чтение, письмо и называние предметов.

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при поражении префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии — нарушение активной произвольной продуктивной речи. При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения, правильно отвечает на вопросы.

При  всех видах моторной  афазии больной понимает обращенную к нему речь, выполняет все задания, но сам говорить не может или говорит с резким дефектом.

Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и семантической афазией.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (ВЕРНИКЕ) возникает при поражении коры левой височной доли (средние и задние отделы верхней височной извилины — зоны Вернике). Больной воспринимает речь как шум или разговор на неизвестном ему языке. Он не понимает обращенной к нему речи, не выполняет заданий (закрой глаза, покажи язык и т.д.). Больной говорит много и быстро (логорея), его речь непонятна для окружающих, отмечается много парафазий (искаженное, неточное употребление слов). Часты повторения одних и тех же слов или слогов (персеверация). Расстраивается письмо, например написание таких слов, как «забор», «собор», «запор».

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — возникает при поражении левой теменно — височной области у правшей, при которой нарушено понимание смысла — предложений, выраженного с помощью сложных логико-грамматических конструкций. Такой больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения, выраженных с помощью предлогов (круг под квадратом). Для него недоступен смысл сравнительных конструкций (например, волосы у Лены темнее, чем у Оли, но светлее, чем у Кати. У кого самые светлые волосы?), возвратных конструкций (лиса съела курицу, курица съела лису), атрибутивных конструкций («брат отца», «отец брата»).

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ -развивается при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей. Характеризуется забыванием названия предметов, имен. Речь больного насыщена глаголами, но в ней мало имен существительных. Больной  объясняет, что делают показываемым предметом, но не может его назвать.

ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ — утрачивается речь во всех ее проявлениях. Это наблюдается при обширном поражении левого полушария от зоны Брока до зоны Вернике.

Проводниковая афазия возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры головного мозга. Причинами афазии являются сосудистые поражения мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга. Лечение направлено на заболевание, вызвавшее афазию.

Сенсорная афазия.

Иными словами, расстройства рецептивной речи, словесная «глухота», беглая афазия.

Данный вид афазии встречается при повреждении зоны Вернике (у правшей эта зона находится в области верхней извилины височной доли левого полушария ближе к задней трети – сильвиева борозда). В норме зона Вернике отвечает за восприятие головным мозгом слухового состава речи, а при патологии утрачивается возможность понимать устную речь в разной степени сложности. При этом, речь самого больного тоже нарушается, она приобретает вид «словестной окрошки», т.е. звуки и слова, которые схожи по звучанию, но далеки по смыслу, путаются. Сохраняется правильное произношение только знакомых и простых слов. Возможно возникновение и логореи (не возможность контролировать свою речь, словестное недержание). Следует отметить, что при данной форме афазии интеллект больного не страдает. Одним из ярких признаков данной афазии является то, что речь больного практически не содержит существительных слов, в основном предложения строятся из глаголов и  вводных слов. Больной не может записать под диктовку, но прочитанное лучше воспринимает, чем услышанное. Также возникает акалькулия – нарушение счета. Данная афазия возникает при эмболизации средней мозговой артерии, а именно, нижней ветви (реже опухоли, энцефалит, кровоизлияния).

Клиническое проявления. Речь звучит без усилия, грамматически правильно, но трудно понять смысл слов из –за их путаницы и нарушения структуры предложения. Всегда нарушается понимание устной и письменной речи. Часто возникает нарушение чувствительности, а двигательные расстройства встречаются редко.

Восстановление речи при сенсорной форме.

Моторная афазия.

Иными словами, расстройство экспрессивной речи, замедленная афазия.

Моторная афазия возникает при повреждении зоны Брока (поражение третьей извилины лобной доли левого полушария) и корковых зон, прилегающих к центру Брока.  При данном виде афазии наблюдается комплексное нарушение письменной и устной речи, при чем, часто расстройства сопровождаются пассивностью больного и значительной инертностью нервных процессов.  Как правило, моторная афазия возникает при нарушении кровообращения  средней мозговой артерии, а именно, верхней фронтальной ветви. Значительно реже  афазия возникает из – за абсцессов, опухолей, метастазов, энцефалита, гематомы.

Клинические проявления.  Речь медленная, редкая, в телеграфном стиле, произносится с усилием. Часто встречается и патология письменной речи. Но понимание устной речи и написанного сохранено. При значительном поражении возможны спастический гемипарез (парез ноги и руки с одной стороны). Потеря чувствительности возникает крайне редко.

Амнестическая афазия,  «потеря памяти слов», словестная амнезия.

Встречается при патологии нижних и задних отделов височной и теменной областей коры головного мозга левого полушария (у правшей). Диагностируется в том случае, если больной не называет предметы при сохраненной способности их характеризовать. А при подсказке первого звука или буквы пациент сразу вспоминает нужное слово. Письменная речь нарушается по такому же типу. Грамматическая структура фраз, понимание устной и письменной речи сохраняется.

Тотальная или глобальная афазия.

Проявляется полной потерей способности понимать речь окружающих и говорить. Встречается при массивном повреждении доминантного полушария головного мозга, при этом нарушаются моторная и корковая зоны речи. Возникает при закупорке средней мозговой артерии или внутренней сонной артерии, которые кровоснабжают доминантное полушарие головного мозга. Значительно реже вызывают травмы, опухоли или кровоизлияния.

Клинические проявления. Больной не может произносить  и понимать слова. Также значительные ухудшения наблюдаются со стороны слухового восприятия, способности читать, повторять слова и писать. Речь замедлена и очень бедная. Часто встречается гемипарез.

Диагностика различных форм афазии проводится с целью определения локализации очага повреждения. Первые этапы лечения  афазии комплексные и проводятся в стационаре. Назначение лечения производится индивидуально с учетом формы афазии, основного заболевания, соматического и неврологического статуса и возраста больного. Восстановительная терапия проводится  в амбулаторных условиях.

Когда начинать занятия.

Диагностика

Диагностический поиск должен возглавлять невролог, либо нейрохирург, так как заболевания, вызывающие афазию входят в сферу их профессиональной компетенции. С этой целью выполняются:

  • КТ головного мозга;
  • МРТ головного мозга;
  • МР-ангиография;
  • УЗДГ сосудов головы и шеи;
  • дуплексное сканирование сосудов головного мозга;
  • спинномозговая пункция.

Логопед проводит исследование устной и письменной речи. Нейропсихолог выполняет диагностику модально-специфических форм памяти, способности к выполнению целенаправленных двигательных актов и зрительного узнавания, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Классификация

Афазия классифицируется на 5 видов – перечислим их.

При моторном нарушении речевого навыка происходит поражение отдела головного мозга – зоны Брока. Из-за дефективных нарушений человек не может переключиться с одной артикуляционной позиции на другую. Простыми словами – пациент не может произнести нужный ему звук и поэтому просто молчит.

При акустико-гностической афазии происходит поражение зоны Вернике в головном мозгу. Человек при таком нарушении не может воспринимать звуки, анализировать их, в результате – полностью пропадает навык анализа поступаемой к нему из вне речи.

При акустико-мнестическом нарушении речи поражается отдел слуховой коры, что приводит к нарушению слуха, речи и даже зрительного восприятия окружающих предметов.

При амнестико-семантической форме афазии нарушается височный отдел коры головного мозга. Проявляется это в виде признаков: человек забывает имена людей, названия окружающих предметов, явлений природы, он не может воспроизвести даже простое предложение, на которое способен речевой аппарат маленького ребенка (это фразы в виде «на», «дай», «хочу» и т.д.).

Динамическая афазия происходит при поражении лобного отдела головного мозга. При таком нарушении человек все понимает, но не может проанализировать информацию и выдать хоть какую-то элементарную односложную речь.

Вне зависимости от того, в какой форме проявляется афазия, речевой навык теряется практически полностью, так как происходит блокирование центра в головном мозгу, отвечающего за воспроизведение и анализ речи.

Симптомы развития патологии

Семантическая форма афазии может дополняться выраженной пространственно-конструктивной формой апраксии или апраксией позы и положения пальцев.

У пациентов с семантической афазией остается нормальным восприятие простых фраз, которые передают суть событий и состоят из 7 — 11 слов. Больной свободно может понимать их.

Это важно! Пациенты также хорошо воспринимают значение предлогов по-отдельности, но не в состоянии по заданию расположить одновременно три предмета. Ориентация в сравнительных конструкциях сохраняется.

Трудности проявляются при решении логико-грамматических словосочетаний, которые передают коммуникацию отношений. Пациенты испытывают трудности также в понимании сложно выстроенных семантических конструкций, временных, причинно-следственных и пространственных отношениях, в понимании причастных и деепричастных оборотов. Также люди с данной патологией не могут понимать метафоры, поговорки и пословицы, крылатые выражения.

Симптомы развития патологии

Экспрессивная речь с точки зрения артикуляции сохраняется, не происходит литературных парафазий, но в письме и в речи человек перестает использовать сложные лексические конструкции, поэтому лексика беднеет в семантическом отношении. Отсутствует и смысловая интонация речи.

Это важно! Письменная речь также обедняется, становится стереотипной, в ней практически отсутствуют сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, а также уменьшается употребление прилагательных. Больные с трудом могут записать и воспроизвести многозначное число.

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного). Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Лечение афазии Вернике

Ядром дефекта является невозможность вычленения звуков из речевого потока, различения. Нужно научить пациентов понимать самые простые бытовые слова. Поэтому применяется процедура растормаживания речи.

Также пациентов учат различать контрастные слова. Берутся два каких-то значения, длинные и короткие. Например «машина» и «кот». После этого нужно попросить пациента показать, где машина и куда девался кот. Человек показывает и повторяет за преподавателем. После этого можно добавить еще одно слово, например «машина», «коза», «кот».

Лечение афазии Вернике

Нужно использовать контрастные слова на первых этапах лечения. Слова всегда должны быть общеупотребляемыми. Не нужно давать пациенту много сложных или каких-либо абстрактных значений, которые человек мало использовал и не встречал в жизни. Все понятия должны быть обобщающие.

Важно дать пациенту прослушать слова. Нужно использовать активно магнитофон или компьютер с подключенными наушниками. Пациент слышит название слова, перед собой видит изображение и надпись. Такой метод является достаточно эффективным.

Читайте также:  Ибупрофен — помощь при болях и лихорадке